facebook-pixel

ЭЦП 2021

Электронная подпись (ЭЦП) для любых задач!

ЭЦП 2021

ЭЦП 2021

Новое в работе удостоверяющих центров в 2021 году

Наступает 2021 год. В конце декабря 2019 года был принят Федеральный закон № 476-ФЗ (от 27.12.2019), который внёс целый ряд существенных изменений в Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (от 06.04.2011). 476-ФЗ должен был начать действовать в течение 2020 года. Однако, ситуация с пандемией коронавируса внесла свои коррективы в применение положений нового закона. Часть сроков начала действия новых положений законодательства была перенесена.

Закон № 476-ФЗ вступил в силу с 1 июля 2020 года. Давайте рассмотрим, как обстоят дела по применению нового законодательства об электронной подписи на текущий момент, и с когда начнут применяться те или иные положения нового законодательства об электронной подписи.

А если вам нужна электронная подпись прямо сейчас – вы легко можете выпустить её онлайн с помощью нашего автоматизированного сервиса, новое законодательство этому никак не препятствует. Сервис работает 24 часа в сутки и выпускает сертификаты ЭЦП в любом городе РФ прямо на вашем компьютере.

Что нового появилось в актуальной редакции 63-ФЗ

Согласно новой редакции Закона № 63-ФЗ с 1 июля 2020 года к уже существовавшим в стране коммерческим аккредитованным удостоверяющим центрам присоединились три государственных удостоверяющих центра:

  1. Удостоверяющий центр ФНС РФ;
  2. Удостоверяющий центр Федерального казначейства;
  3. Удостоверяющий центр Центробанка РФ.

Государственные удостоверяющие центры занимаются определёнными типами заказчиков. Например, УЦ ФНС занимается выдачей электронных подписей заказчикам в статусе юридического лица, индивидуального предпринимателя и нотариуса.

Удостоверяющий центр Федерального казначейства уполномочен выдавать сертификаты электронной подписи бюджетным учреждениям.

Новым законодательством ФНС разрешается выбрать доверенных лиц среди аккредитованных коммерческих удостоверяющих центров. Такие доверенные лица могут выпускать электронную подпись для юр. лиц и ИП от лица ФНС. В настоящее время разработан порядок реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра. В нем в том числе описаны варианты и порядок сотрудничества с доверенными лицами.

Использование ЭЦП

В новой редакции 63-ФЗ вводится новый порядок использования квалифицированной электронной подписи в зависимости от того, в каком статусе заказчик приобретает подпись.

Например, когда документ от имени юридического лица или ИП подписывает сотрудник, не являющийся единоличным исполнительным органом (например, директором) по доверенности, то он должен использовать электронную подпись физического лица на своё имя и при этом добавочно предоставить получателю электронного документа электронную доверенность, выданную данному сотруднику. А доверенность, в свою очередь, должна быть подписана ЭЦП руководителя (единоличного исполнительного органа).

Установлен порядок оформления и предоставления второй стороне электронных доверенностей, необходимых при подписании электронных документов представителем компании или ИП (ст. 17.5 новой редакции 63-ФЗ).

Работа с информационными системами

Сертификаты усиленной квалифицированной электронной подписи становятся универсальными. Владельцы информационных систем теперь не имеют права требовать наличия в сертификате подписи информации, не являющейся обязательной при использовании УКЭП на их площадках. Таким образом, сертификат УКЭП обязаны принимать без ограничений все электронные площадки и информационные системы, даже те, которые ранее требовали добавлять специфические параметры к сертификату.

Доверенная третья сторона

В обновлённом законодательстве вводится понятие доверенной третьей стороны (ДТС).

Доверенная третья сторона представляет собой юридическое лицо, которое ведёт деятельность по проверке ЭЦП и полномочий участников электронного взаимодействия. Задача ДТС – обеспечивать доверие в процессе обмена электронными документами.

Подписи, созданные в иностранных государствах в соответствии с зарубежными правовыми нормами, будут признаваться также с помощью механизма доверенной третьей стороны

Информирование через Госуслуги

Государство берёт на себя обязанность информировать граждан и организации обо всех сертификатах ЭЦП, выпущенных на их имя. Источником информации в этом случае становится портал Госуслуги.

В настоящее время данный сервис уже работает. Чтобы увидеть список сертификатов электронной подписи, когда-либо выпускавшихся на ваше имя, необходимо в личном кабинете пользователя на Госуслугах зайти в раздел «Настройки», а затем выбрать пункт меню «Электронная подпись».

Обезличенные сертификаты

В новой версии закона об электронной подписи разрешен выпуск сертификатов электронной подписи без указания физического лица, которое является ответственным за хранение ключа. Такие сертификаты называются обезличенными. Они предназначаются для автоматического создания и автоматической проверки ЭП в информационных системах. На предприятиях работа с обезличенными сертификатами регламентируется так: директор предприятия назначает сотрудника, ответственного за хранение ключа такой подписи приказом. Если приказ не был создан, ответственным за хранение обезличенного ключа автоматически является директор.

Требования к удостоверяющим центрам

Радикально изменились требования к УЦ. Во-первых, минимальный размер собственных средств аккредитованного удостоверяющего центра теперь должен составлять не менее 1 млрд руб. либо 500 млн руб. при наличии филиалов не менее чем в трех четвертях субъектов РФ. Во-вторых, изменились требования к финансовому обеспечению ответственности за убытки, причиненные третьим лицам.

При этом для сотрудников удостоверяющих центров и их доверенных лиц предусматривается гражданско-правовая, административная и, в некоторых случаях, уголовная ответственность за неисполнение обязанностей, установленных законодательством об электронной подписи.

Даты начала действия положений 476-ФЗ

1 июля 2020

С 1 июля 2020 при выдаче сертификата УКЭП в дополнение к личной идентификации пользователей стало возможным проводить идентификацию заказчиков подписи дистанционно.

Для дистанционного удостоверения личности существует 3 варианта процедуры:

  1. Заказчика можно идентифицировать с использованием действующего сертификата УКЭП (если он есть);
  2. С помощью загранпаспорта РФ нового образца с записанными на нем биометрическими персональными данными;
  3. С использованием данных о заказчике из ЕСИА и ЕБС.

Процедура дистанционной идентификации пользователей разрешена только для аккредитованных удостоверяющих центров. Доверенные лица УЦ обязаны использовать только личную идентификацию.

1 января 2021

Становится законной облачная подпись. Это связано с тем, что аккредитованные УЦ после прохождения доп. аккредитации имеют право оказывать услуги по хранению ключей и автоматическому созданию КЭП по поручению владельцев сертификатов.

Начинает использоваться метка доверенного времени. Метка доверенного времени представляет собой достоверную информацию о дате и времени подписания электронного документа ЭЦП. Данная информация также хранится в электронной форме.

Средства электронной подписи должны обеспечивать визуализацию электронной подписи, т. е. должны быть доступны данные о номере сертификата, сроке его действия, владельце.

Начинает действовать описанный выше новый порядок аккредитации УЦ.

Вступает в силу постановление Правительства о размере финансового обеспечения гражданской ответственности юр. лица, оказывающего услуги доверенной третьей стороны, за ущерб, причинённый третьим лицам вследствие ненадлежащего качества таких услуг. Размер ответственности составляет 300 миллионов рублей.

1 июля 2021

До 1 июля 2021 сотрудники предприятий могут получать электронную подпись на свою организацию, как и раньше, в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах, при условии, что такой УЦ получил аккредитацию до 1 июля 2020.

1 января 2022

Вступают в силу нормы, связанные с использованием электронных доверенностей, а также положений о регистрации сертификатов электронной подписи для заявителей в государственных удостоверяющих центрах в соответствии с их компетенцией.

Государственные удостоверяющие центры – УЦ ФНС РФ, УЦ Федерального казначейства и УЦ ЦБ РФ начнут выдавать сертификаты электронной подписи в соответствии с новым законодательством – то есть юр. лицам, ИП, нотариусам и работникам бюджетных учреждений, а коммерческие УЦ смогут выдавать подписи только заказчикам в статусе физ. лица, в том числе сотрудникам организаций.

Другие новости об электронной подписи

В настоящее время в стране создается правительственная комиссия по аккредитации УЦ для выдачи электронных подписей (новые правила требования к УЦ были описаны выше). В состав данной комиссии войдут представители различных министерств и ведомств, таких как Минцифры, Минфина, ФСБ, ФНС и т. д. Председателем комиссии станет один из вице-премьеров.

Порядок аккредитации удостоверяющих центров станет двухэтапным. Минцифры РФ будет готовить заключение о соответствии требованиям законодательства. А затем формируемая сейчас правительственная комиссия – принимать решение о выдаче аккредитации.

Что делать пользователям?

Как можно видеть из указанных событий и дат, подготовительная работа по применению изменённого законодательства об электронной подписи пока в самом разгаре. Изменения, которые вступят в силу 1 января 2021 года касаются пока по большей части внутренних дел удостоверяющих центров и их взаимодействия с государством. Для заказчиков же УЦ в ближайший год мало что изменится. А такие новые функции, как дистанционная идентификация заказчика и список всех сертификатов ЭП в личном кабинете на Госуслугах только сделают нашу жизнь удобнее и проще.

В остальном же мы будем внимательно следить за тем, как государство намерено воплощать в жизнь положения нового закона об электронной подписи и своевременно информировать вас обо всех важных изменениях