Немаркированным шинам хода нет!
Маркировка различных товарных групп вводится по определённому, подготовленному для конкретной товарной группы графику.
1 ноября 2020 года настанет очередной важный этап в процессе маркировки шин:
Во-первых, с 1 ноября 2020 года на территории РФ запрещается производство и импорт немаркированных шин.
Во-вторых, запрещается приобретение немаркированных шин напрямую у производителей и импортёров.
Таким образом, с 1 ноября 2020 в рынок должны перестать поступать немаркированные шины.
В-третьих, с 1 ноября 2020 года становится обязательной передача сведений в систему национальной цифровой маркировки «Честный ЗНАК» при розничной продаже маркированных шин. Это означает, что дилеры, работающие с процессами розничной продажи шин должны передавать сведения о такой розничной продаже в систему маркировки.
Делать это можно либо с помощью оператора фискальных данных с использованием онлайн кассы, либо, в случаях, установленных правилами маркировки шин, прямой подачей информации в систему маркировки.
Какие типы шин подлежат обязательной маркировке с 1 ноября?
Обязательной маркировке подлежат только новые резиновые пневматические шины и покрышки.
Более подробно типы шин, подлежащие обязательной маркировке с 1 ноября представлены на рисунке:
Какие шины НЕ подлежат обязательной маркировке?
Шины б/у, колеса в сборе, шины для использования на воздушных судах, для велосипедов, восстановленные шины, резиновые камеры и ободные ленты маркировке не подлежат.
Как работать с маркированными шинами?
В течение 7 дней со дня возникновения необходимости оборота шин любой участник оборота должен зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
- Приобретите сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи на имя руководителя организации или ИП, то есть на имя лица, имеющего право действовать от имени юридического лица/индивидуального предпринимателя без доверенности, указанного в ЕГРЮЛ/ ЕГРИП.
- Купите программу-криптопровайдер КриптоПро CSP для работы с электронной подписью. Также мы можем оказать вам услугу настройки рабочего места.
- Зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК», создайте личный кабинет компании, заключите договор с оператором системы маркировки. Для этого перейдите на сайт https://markirovka.crpt.ru/register и следуйте инструкциям.
По вашему желанию мы можем оказать вам услугу регистрации и создания личного кабинета компании в системе маркировки «Честный ЗНАК». - Приобретите сертификаты усиленной квалифицированной электронной подписи для каждого сотрудника, который будет работать с маркированным товаром и зарегистрируйте их в личном кабинете компании.
Откуда берутся коды маркировки и как их использовать
Основным средством идентификации шин является этикетка. Этикетку можно наносить на протектор шины, боковину или внутреннюю часть – эти процессы не регламентируются и остаются на усмотрение производителей или импортёров.
Чтобы напечатать этикетки и нанести их на шины производитель или импортёр должен получить коды маркировки для своих шин.
Чтобы получить коды маркировки необходимо описать товар в национальном каталоге. Вариантов описания товара может быть два: полное, когда необходимо указать полный список атрибутов, либо краткое (в том случае, когда товар описывается как остаток). Список атрибутов для обоих случаев представлен на рисунке ниже:
Уточним еще раз, описание товара в национальном каталоге делают только производители и/или импортёры товаров. Остальным участникам оборота маркированной продукции (оптовым и розничным продавцам, транспортным компаниям и т. п.) этого делать не нужно.
Регистрация в системе «Честный ЗНАК» является необходимым, но не достаточным условием работы с маркированным товаром. Помимо этого, вам также потребуется определенное оборудование и программное обеспечение.
Оборудование:
2D сканеры штрих-кода для считывания кодов Data Matrix,
Принтер для печати этикеток с кодами (для производителей и импортёров), в том случае, если вы будете наносить коды в виде этикеток.
Онлайн-касса (или кассы – в зависимости от количества ваших торговых точек) для розничных продаж и договор с оператором фискальных данных.
Программное обеспечение:
Программное обеспечение касс должно обеспечивать взаимодействие с системой маркировки.
Настроенный обмен электронными документами при помощи оператора ЭДО.
Работа системы «Честный ЗНАК» организована таким образом, чтобы можно было максимально простым образом интегрировать взаимодействие с ней, используя уже имеющиеся у бизнеса инструменты. Поэтому вам не нужно покупать новые онлайн-кассы, искать нового оператора ЭДО и т. п. Вам нужно только настроить взаимодействие уже имеющихся у вас систем с ГИС маркировки. В настоящий момент реализовано большое количество решений по интеграции систем. Список компаний, предлагающих такие решения, вы можете найти в соответствующих разделах на сайте честныйзнак.рф.
Вы также можете напрямую обратиться с этим вопросом к своему оператору ЭДО, оператору ОФД и в службу поддержки кассового оборудования – все крупные компании в этих сферах уже имеют готовые решения интеграции с «Честным ЗНАКом» и предложат вам свои варианты. В большинстве случаев вам просто нужно будет обновить программное обеспечение.
Что касается вопросов нанесения кодов на товар на этапе производства или ввоза на территорию РФ – здесь потребуется отработать собственный, удобный именно для вашей компании порядок действий.
Какие бывают этикетки для шин и чем они отличаются от этикеток для других товаров?
Нанесение кодов на шины имеет свою специфику. Это напрямую связано с тем, из какого материала шины изготавливаются и как транспортируются. Терять коды маркировки изделия запрещается. Это значит, что необходимо обеспечить высокую выживаемость этикетки на товаре.
Существуют разные варианты нанесения кода на шину:
- Этикетка вваривается в шину. Такая этикетка имеет 100% выживаемость. Но может быть нанесена только при изготовлении шины. Также может потребоваться удаление такой этикетки при шиномонтаже.
- Бумажная этикетка, распечатанная на принтере, наклеивается на шину. Такая этикетка «выживает» в 70-90% случаев. Для повышения надёжности для бумажных этикеток используется специальный клей, способный удержать её на материале шины. При печати данный клей может затруднять печать этикеток на обычных принтерах. Еще один способ повысить надёжность крепления бумажной этикетки –дублировать их и наносить на шину дважды.
- Лазерное нанесение – можно наносить код посредством лазерной гравировки.
- Прочие способы: нанесение кода может производиться в процессе вулканизации или после вулканизации, марки могут наноситься нанесение на боковину или на протектор, некоторые компании наносят код на опоясывающие бирки типа багажных и т. п.
Разные участники рынка выбирают разные методы, которые им больше подходят. Жестко этот процесс не регламентируется.
У заводов-производителей есть возможность добавлять марку к товарной этикетке. Им предлагается также дублировать эти варианты – и вваривать марку и добавлять на товарную этикетку. Это позволит обеспечить 100% выживаемость кода и удобство при логистике.
При печати марок на принтере важно качество печати. Чем выше класс печати, тем выше запас надежности марки и её читаемость. Печатать марки можно самим – создать комплекс специализированной печати у себя на предприятии. Другой вариант – заказывать печать марок в типографии. Печать в типографии гарантирует выживаемость и читаемость марок, можно заказывать марки разного цвета для удобства работы. Однако, печать марки в типографии будет вероятнее всего выше по стоимости. Идеального решения пока нет, нужно искать наиболее оптимальный вариант для конкретного предприятия.
Импорт маркированных шин
До ввоза на территорию РФ шины должны быть промаркированы. Импортёр заказывает и получает коды маркировки. Маркировать шины можно в трёх местах: прямо на производстве, на любом транзитном складе по маршруту перевозки на территории страны-производителя, и при ввозе в Россию – на таможенном складе.
Самый простой случай – если у вас есть договорённости с производителем и налажен процесс нанесения кодов на шины прямо на производстве.
В остальных двух случаях импортер должен сам обеспечить нанесение этикеток на товар. При этом вам потребуются русскоговорящие сотрудники, знакомые с процедурой нанесения этикеток.
Шины, в отличие от, например, обуви и шуб имеют свою специфику. Стоимость товара на единицу веса в транспортном средстве невелика, и маркировка выходит достаточно дорогой. Поэтому главная задача импортёра – добиться того, чтобы промаркировать товар достаточно дешево, сократить себестоимость маркировки по отношению к стоимости товара.
Общая схема маркировки товара при маркировке на таможенном складе:
Товар пересекает границу РФ и должен пройти таможню. После осмотра товара составляется декларация, товар попадает на таможенный склад и там его можно промаркировать.
Маркировка товара должна происходить до выпуска товара в свободное обращение. Поэтому на обычном складе это делать нельзя. Также нужно различать владельца лицензии таможенного склада и оператора маркировки. Лицензию может получить только собственник помещения. Это не значит, что он будет заниматься маркировкой вашего товара. Маркировкой отдельно занимается по договору оператор маркировки.
На таможенном складе товар вводится в учетную систему, печатается код маркировки, и наклеивается на шину. Здесь же проверяется корректность кода. Расходы на использование таможенного склада входят в себестоимость маркировки. Соответственно, чем большее количество товара будет в одной партии, тем ниже себестоимость маркировки.
Коды маркировки в транспортных документах не указываются.
Что будет дальше?
Следующий этап маркировки шин наступит 15 декабря 2020 года. С этого момента запрещается оборот и вывод из оборота немаркированных шин.
Также до 15 декабря 2020 нужно промаркировать шины, которые вы закупили до 1 ноября 2020, но ввезли в страну после этой даты. Промаркировать такие шины можно будет на территории России. После 15 декабря импортёры должны будут маркировать шины либо на территории страны-производителя, либо при прохождении таможни, например, на таможенном складе.
А с 1 марта 2021 года абсолютно все участники оборота маркированных шин должны передавать информацию обо всех действиях в систему маркировки «Честный ЗНАК».
При этом до 1 марта все участники оборота шин должны промаркировать не реализованные товарные остатки. То есть с 1 марта 2021 в рынке не должно остаться шин без маркировки.
Подготовлено с использованием материалов честныйзнак.рф